ВООПИиК
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ О ВООПИиК РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ НАШЕ НАСЛЕДИЕ ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ ВОЛОНТЕРЫ

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры


Лауреаты Всероссийской премии «Хранители наследия – 2012»

«Любая охранная зона для музея — это как оправа для драгоценного камня, схваченная по краям исторической границей»

Грамолина Наталья Николаевна

g.jpg

Директор Государственного мемориального исто­рико-художественного и природного музея-запо­ведника В.Д. Поленова, который возглавляет уже 22 года.

Заслуженный работник культуры РСФСР, член Правления Фонда возвращения и сохранения культурно-исторических ценностей России им. В. Д. Поленова. Учредитель Ассоциации му­зейных работников регионов России. Кавалер Зо­лотого Почетного знака «Общественное призна­ние» (1999). В 2012 году получила звание Почетного гражданина Тульской области. Леген­дарный борец за сохранение охранных зон музея- заповедника: cудебные тяжбы длятся уже около 20 лет.

Родилась в г. Москве в 1940 году, закончила фи­лологический факультет МГУ им. Ломоносова. С 1959 года по 1970 год была старшим научным сотрудником музея-усадьбы «Мураново» им. Ф. М. Тютчева. С 1970 года работает в музее- заповеднике В. Д. Поленова, где в 1990 году была назначена на должность директора.

Наталья Грамолина — инициатор и активный участник развития просветительской, театральной и мемориальной традиций музея. По ее инициати­ве и ею непосредственно проводился эксперимент по эстетическому воспитанию в сельской школе на базе Страховской средней школы им. В. Д. Поле­нова. Под ее руководством развивается традиция народного театра: она умело руководит театром для детей (при музее существует и театр «Ново­годней елки»), возродила взрослый театр.

Наталья Николаевна — опытный экспозиционер, ав­тор и участник ряда выставок, проводившихся Торго­вой Промышленной Палатой в Софии, Афинах, Хель­синки, ГДР. Много занимается издательской работой: она составитель сборника А. А. Фета «Вечерние огни», 2-х томного сборника Ф. И. Тютчева (изд. «На­ука» ), альбомов «Поленово» (изд. «Художник», «Приокское книжное изд.» и изд. «Планета»), органи­затор издания юбилейного путеводителя по музею.

Наталья Грамолина талантливо руководит работой коллектива музея В. Д. Поленова, внедряя новые формы работы и бережно сохраняя традиции по­леновского дома.



«Хотите научиться — работайте рядом»

Лебедева Вера Алексеевна

l.jpg

Архитектор-реставратор, член Союза архитекто­ров России, член Псковского областного отделе­ния ВООПИиК.

Вера Алексеевна начала работать в 1951 г. в Псков­ской специальной научно-реставрационной и про­изводственной мастерской. Возрождению древней архитектуры Пскова она посвятила 33 года своей жизни, дала Псковской земле чистейшие образцы восстановления памятников древней архитектуры и вошла в блестящую плеяду архитекторов, вос­становивших Псков в послевоенные годы. Она ста­ла первым реставратором-профессионалом, фак­тически — основоположником Псковской школы реставрации. Более 40 лучших образцов средневе­ковой храмовой и крепостной архитектуры Пскова восстановлены и сохранены В. А. Лебедевой.

Первые годы работы Веры Алексеевны в Пскове совпадают с эпохой патриотического подъема, ког­да восстановление разрушенных войной памятни­ков становилось делом чести граждан и частью го­сударственной политики. Она занималась обмерами многих зданий и руин разрушенного Пскова — тя­желой, а порой и опасной работой; эта практика легла в основу ее безупречных чертежей — проек­тов реставрации памятников древнего зодчества Псковской земли.

В середине 1950-х — 1960-е годы Вера Алексеевна участвует в исследовании и практической реставра­ции таких знаковых для древнерусской архитекту­ры памятников XV-XVI в., как церковь Ильи Проро­ка, XV в., в д. Выбуты (место рождения Святой Равноапостольной княгини Ольги Российской), По­кровская башня, церковь Покрова и Рождества Бо­городицы от Пролома (в соавторстве с В. П. Смир­новым), три Никольских храма: в Пскове, городе Острове и в селе Устье (совместно с Б. С. Скобель­цыным), церковь Петра и Павла с Буя, церковь Ио­анна Богослова на Мишариной Горе, церковь Трои­цы в селе Доможирка (совместно с М.И. Семеновым), церковь Георгия со Взвоза, XV в., ансамбль Старо- Вознесенского монастыря, XV-XIX вв.

Над возрожденными главами псковских храмов устанавливались, вместо давно утраченных, новые кресты, кованые по чертежам Веры Алексеевны. В 1960 г. Верой Алексеевной, в соавторстве с В. П. Смирновым, восстановлен дом-музей Осиповых-Вульф в с. Тригорском. В 1970-79 гг. ре­ставрирована усадьба матери всемирно известно­го композитора М. П. Мусоргского в с. Наумово; возрожден комплекс мемориальных мест в селах Карево и Пошивкино Псковской обл., на родине композитора.

Творческая и личная жизнь Веры Алексеевны — единое целое, посвященное работе. Вера Алексе­евна никогда специально не учила своих помощни­ков, не публиковала своих открытий и проектов. Каждый памятник для нее был величиной неизме­римо большей, требовал полной самоотдачи и со­подчинения. И к каждому памятнику она испыты­вала огромную нежность.



Мельник Ярослав Григорьевич

m.jpg

Руководитель отряда доброхотов из Националь­ного Прикарпатского университета им. В. Стефа­ника (г. Ивано-Франковск).

Профессор Ярослав Григорьевич Мельник в насто­ящее время, по окончании докторантуры, служит на кафедре общего и германского языкознания. В 2011 году он был награжден медалью Министер­ства образования Украины, ему присвоено звание «Отличник высшего образования».

С 1987 года Ярослав Григорьевич является руково­дителем и организатором поездок доброхотского отряда из Ивано-Франковска, который формиру­ется на базе кафедры русского языка Националь­ного Прикарпатского университета имени В. Сте­фаника. В 2012 г. в Пушкинский Заповедник для оказания трудовой помощи музею иванофранков­цы приедут в 25 раз. Среди доброхотов будут по­взрослевшие дети первых пушкинских волонтеров.

Под руководством Мельника ежегодно студенты проходят фольклорно-этнографическую и диа­лектологическую практику на псковской земле, изучают обычаи, обряды, обиходный говор псков­ских деревень, накапливают научный материал, так необходимый университету и сотрудникам за­поведника. За многие годы создан уникальный ар­хив местных диалектов.

В своей творческой деятельности Ярослав Мель­ник не только занимается изучением и сохранени­ем русского языка, но и прививает любовь к рус­ской культуре, знакомит студентов с пушкинским наследием. Все это способствует развитию добрых связей между Россией и Украиной. Псковская об­ласть, ее богатое историческое и культурное на­следие не оставляют равнодушными доброхотов. Приезды в Пушкинский Заповедник формируют в молодых людях настоятельную потребность воз­вращения в полюбившиеся и украшенные их тру­дом места, воспитывают любовь к русскому языку и литературе.

За 25 лет сотрудничества выполнено большое ко­личество работ в Пушкинском Заповеднике. По­строена ограда исторического погоста в д. Воро­нич и воссоздана Воскресенская часовня, реконструирован фундамент Воскресенской церк­ви, отреставрирована Михайловская часовня на Савкиной Горке, капитально отремонтирована дамба на пруду музея-усадьбы «Михайловское», выполнен ряд ремонтных работ на многочислен­ных музейных постройках. И это далеко не полный перечень работ.

Неоднократно Ярослав Мельник принимал участие в Международных конференциях доброхотов, проходящих в научно-культурном центре Пушкин­ского Заповедника. Сегодня невозможно предста­вить пушкинский музей без внимательной и доброй опеки иванофранковских доброхотов и их руководителя Ярослава Мельника.


«Сохранение и возрождение культурного наследия — прямая обязанность каждого человека. Реставрацию памятников архитектуры в наше время можно считать данью памяти предкам, проявлением уважения к их заслугам»

Перевалов Василий Михайлович

p.jpg

Генеральный директор группы компаний «Пчёлка» (г. Великий Устюг).

Более 15 лет под руководством Василия Михайло­вича ведутся и финансируются работы по сохране­нию и возрождению памятников гражданской и православной архитектуры (купеческих усадеб, Святынь Русской Православной Церкви — храмов, монастырей, приходов) не только в Великом Устю­ге, но и за его пределами.

Василий Михайлович активно участвует в повсед­невной жизни Русской Православной Церкви, по­давая пример многим предпринимателям и в рабо­те, и в благотворительности.

За минувшие годы коллектив, возглавляемый Пере­валовым, помогал в воссоздании многих памятников церковно-исторического и культурного наследия. На­чиная с 2006 года и по настоящее время в Храме Свя­того Прокопия Праведного, расположенном в Вели­ком Устюге, была воссоздана белокаменная сень над мощами небесного покровителя города — Святого Праведного Прокопия, отремонтирована солея, возле Храма установлено ограждение камня, на котором, по преданию, сидел Святой Праведный Прокопий. В Хра­ме были проведены ремонтно-реставрационные ра­боты в пределе Тихона Задонского и приобретена не­обходимая церковная утварь.

В 2009-2010 гг. в Великом Устюге проведены ре­монтно-реставрационные работы на памятнике истории и культуры федерального значения — усадьбе К. Н. Брагина (кон. 18 - нач. 19 вв.), кото­рые уберегли объект от разрушения. Если бы не усилия Василия Перевалова, город лишился бы одного из своих самых значимых объектов куль­турного наследия. На сегодня усадьба снова стала гордостью и украшением древнего города.

В 2011 году под руководством Василия Михайлови­ча были завершены работы по строительству Храма преподобного Симона Воломского. На сегодня в нем уже ведутся службы и установлен иконостас.

В 2011 году проведены ремонтно-реставрацион­ные работы по Храму Леонтия Ростовского, рас­положенному в г. Великий Устюг, а на месте утра­ченного Храма Покрова Пресвятой Богородицы была создана и благоустроена часовня.

Особого внимания также заслуживает и участие Ва­силия Михайловича в возрождении православной культуры и за пределами РФ. В 2011 году в Слове­нии (г. Любляна) за счет средств В. М. Перевалова проведены работы по возрождению Святыни Серб­ской Православной Церкви Храма в честь Святых Кирилла и Мефодия.

За усердные труды во славу Русской Православ­ной Церкви Василий Михайлович в 2007 году был удостоен Патриаршей грамотой, а в 2011 году — Почетным орденом Серафима Саровского.


«Елабуга, наверное, единственный город в России, где не требуется срочной реставрации: за последние 10 лет был восстановлен 161 архитектурный памятник»

Руденко Гульзада Ракиповна

Генеральный директор Государственного исто­рико-архитектурного и художественного музея- заповедника.

p1.jpg

Заслуженный работник культуры Российской Фе­дерации и Республики Татарстан. Лауреат Государ­ственной Премии Правительства Российской Фе­дерации в области культуры (2009). Член Общественной палаты Республики Татарстан. Член Президиума Союза музеев России. Председатель Правления Ассоциации малых туристских городов России. Член Международного комитета музеев (ИКОМ). Член Международного комитета охраны памятников (ИКОМОС). Советник главы Елабуж­ского муниципального района по развитию туриз­ма и охране культурного наследия. Директор Фон­да «Культурное наследие Елабуги».

Елабужский государственный историко-архитек­турный и художественный музей-заповедник — это градообразующий компонент, объект историко- культурного наследия федерального значения. Охранная зона музея-заповедника простирается на 491,5 га и включает в себя 184 памятника, 14 музей­ных комплексов.

Елабужский музей-заповедник уникален тем, что аккумулирует деятельность по различным направ­лениям: от сохранения историко-культурного на­следия до развития туризма. В структуру музея входит и отдел учета, охраны, использования и ре­ставрации памятников истории и культуры, что яв­ляется гарантом соблюдения законодательства.

В исторической части города действует Устав Ста­рого города, принятый городским советом депута­тов города Елабуги по инициативе Елабужского государственного музея-заповедника.

В 2009 году Генеральному директору музея-запо­ведника присуждена Премия Правительства РФ в области культуры. В 2010 году музей вошел в число 25-ти лучших музеев Европы.


«Музей в деревне для посетителей, особенно городских, — это шикарная вещь. Здесь пусть скромные, но остатки ещё той природы, когда за парком ухаживал садовник, когда высаживались аллеи. Старинный дом на берегу озера, старинный парк, старые вещи из той давней загадочной для нас эпохи. Я всегда говорила, что будущее музеев именно за музеями-усадьбами»

Румянцева Валентина Павловна

Заведующая мемориальным музеем-усадьбой С. В. Ковалевской в Полибино (Псковская обл., Ве­ликолукский район).

r.jpg

С первого года работы начала разработку основных тем будущей экспозиции: история имения Полиби­но (ХVIII – ХХ вв), родословная Шубертов (материн­ская линия С. Ковалевской), родословная Корвин- Круковских (отцовская линия). Исследование этих тем на данный момент продолжаются, дополняют­ся научные справки, выявляются новые докумен­ты. В 1986 г. была создана временная экспозиции «Жизнь и деятельность Софьи Ковалевской».

На основе подготовленных музеем документов со­ставлена документация на реставрацию главного усадебного дом. Разработан генеральный план ох­ранных зон и реставрации усадьбы, ведутся ре­ставрационные работы в парке. С целью повыше­ния узнаваемости музея и самой личности ученого – С. В. Ковалевской – Валентина Павловна участво­вала во многих научных конференциях, в том чис­ле международных.

Параллельно с разработкой научных тем велось комплектование фонда музея. Особую ценность со­ставляет коллекция мемориальных предметов, куда вошли самые разнообразные вещи Ковалевской и ее ближайших родственников: одежда, мебель, кни­ги, документы. Среди них книга ХVIII в. из личной библиотеки деда С. Ковалевской с экслибрисом, мраморные часы, бюст Генриха Ибсена, подлинный фотопортрет ее матери, подлинные портреты род­ственников, письма С. Ковалевской к мужу, к под­руге Ю. Лермонтовой, мебель, принадлежавшая ближайшим родственникам и многое другое.

В соответствии с перспективным планом комплек­тования и научной концепцией в течение всего пе­риода велось комплектование типологических му­зейных предметов (мебель, графика, книги, предметы прикладного искусства периода XIX века).

При активном участии В. П. Румянцевой в январе 2000 года к 150-летию С. В. Ковалевской в отрестав­рированном флигеле открыли вторую экспозицию, посвященную жизни и деятельности ученого.

В 2010 году к 160-летнему юбилею С. В. Ковалев­ской выпущена книга «Легенды и были Полибин­ской усадьбы» по истории создания музея, родос­ловной Ковалевской и о наиболее интересных находках. В 2011 году в результате Интернет-голо­сования книга заняла второе место по области среди изданий по краеведению.


«С историческими городами Подмосковья ситуация катастрофическая: втихаря целыми улицами сносится историческая застройка, мы теряем свою историю…»

Соседов Евгений Валерьевич

Председатель совета Московского областного отделения ВООПИиК.

s.jpg

Защитой культурного и природного наследия Мо­сковской области занимается с 2005 года. Направ­ление его деятельности — прежде всего сохране­ние подмосковных усадеб, их зон охраны, культурных и природных ландшафтов, достопри­мечательных мест, других исторических террито­рий Московской области, а также объектов архео­логического наследия. Наиболее известные из них: Архангельское, Бородино, Радонеж, Дунино, Новый Иерусалим и многие другие.

Почти 7 лет Соседов ведет борьбу за сохранение ансамбля усадьбы «Архангельское», передачу зе­мель музею и создание в Архангельском одного из крупнейших в России музейно-туристических ком­плексов. За это время были подготовлены и на­правлены в органы власти сотни обращений по фактам незаконного строительства. С 2007 года за охранные зоны усадьбы ведется около 30 судеб­ных процессов, в большинстве из них интересы Минкультуры России по доверенности представ­ляет Соседов.

В 2010 году совместно с инициативной группой, с угрозой для жизни и здоровья, были физически остановлены незаконные работы по строительству и вырубке деревьев в охранной зоне.

10 февраля 2012 г. Арбитражный суд Москвы при­знал незаконным приказ Министра обороны РФ о продаже 21 га, входящих в охранную зону Архан­гельского, а 27 марта Арбитражный суд Москов­ской области признал незаконным аукцион по про­даже земель и договор купли-продажи.

С 2006 года, благодаря постоянным усилиям об­щественности, удается не допускать сокращения охранной зоны и территории памятника в десятки раз, несмотря на активное лоббирование проекта корректировки застройщиками и чиновниками.

Особое место в работе Соседова занимают вопро­сы сохранения 22-х исторических городов Мо­сковской области, стремительно утрачивающих свой исторический облик. Особенно острая борьба общественности разворачивается за сохранение исторической среды и памятников культуры в та­ких городах как Звенигород, Клин, Серпухов, Ис­тра, Коломна и многих других. По инициативе Со­седова был поднят вопрос о необходимости пересмотра утвержденного в 2010 году нового пе­речня исторических поселений России, включив­шего в себя лишь 41 населенный пункт.

Евгений Соседов принимает активное участие в ра­боте рабочей группы комитета Государственной Думы РФ по культуре. Большое внимание уделяет он работе со СМИ, привлечению внимания широ­кой общественности к проблемам сохранения культурного наследия Московской области.


«Наиболее здоровые в духовном и нравственном отношении силы России сосредоточены в провинции»

Толстой Владимир Ильич

Советник Президента Российской Федерации по культуре и искусству.

t.jpg

До этого назначения в течение 18 лет был бессменным директором федерального государственного учреж­дения культуры «Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей–усадьба Л. Н. Тол­стого «Ясная Поляна».

Журналист, литератор, Председатель Общественной палаты Тульской области, член Общественной пала­ты Российской Федерации. Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

В. И. Толстой — первый защитник охранных заповед­ных зон. В 1992 году в «Комсомольской правде» опу­бликовал материал «Последняя усадьба России» о незаконном строительстве и вырубках леса в Ясной Поляне — это было первое публичное выступление в защиту охранных земель. После чего тогдашнему министру культуры пришла мысль о назначении мо­лодого журналиста директором музея-усадьбы Л. Н. Толстого в Ясной Поляне.

Усадьба «Ясная Поляна» ведет свое летосчисление с конца XVII столетия. Как государственный мемори­альный и природный заповедник существует с 1921 года. Помимо мемориальных объектов здесь есть конюшня, теплицы, огромный сад, пруды с ры­бой, сотни гектаров леса. Доходы от хозяйственной деятельности музей использует не только для соб­ственного развития, но и для строительства окрест­ных дорог, продвижения образовательных проектов. В «Ясной Поляне» регулярно проводятся семинары переводчиков и международные академические чте­ния «Толстой и мировая литература», фестивали, вы­ставки. Сегодня у музея есть свое агентство культур­ного туризма, центр народных ремесел, гостиница.

С 1997 г. Толстой — председатель Центрального со­вета Ассоциации музейных работников регионов России, которая объединяет свыше 500 музеев. Он представляет Россию в NEMO («Сеть европейских музейных ассоциаций»), является президентом об­щероссийской общественной организации «Россий­ский комитет Международного Совета музеев». С 2009 года — Президент ИКОМ России.

Организатор съездов потомков Л. Н. Толстого в Яс­ной Поляне. Сегодня в более чем 10 странах мира живут и здравствуют 280 представителей этого древ­нейшего рода.

Соучредитель фонда «Наследие Л. Н. Толстого». Уч­редитель ежегодных Международных писательских встреч в Ясной Поляне. Лауреат Премии имени Вла­димира Высоцкого «Своя колея» (Премия Благотво­рительного фонда В.Высоцкого и Минкультуры РФ).


«В Парке я в полной мере прочувствовала слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева о том, что истинно интеллигентных людей он встречал в глубинках Архангельской и Вологодской губерний. Сам, «олицетворяя собой связь времен, ту совестливость, с которой ассоциируется представление о российской интеллигентности», он понимал, что имел в виду: «душевное качество, потребность отдать себя людям, уважение чужого мнения»

Шатковская Елена Флегонтовна

Директор Национального парка «Кенозерский» со дня его основания.

ch.jpg

С 1984 года Шатковская работала в Соловецком историко-архитектурном и природном музее-запо­веднике. С 1991 года возглавляет работу Нацио­нального парка «Кенозерский» — Биосферный Резерват ЮНЕСКО.

Кенозерский национальный парк — единственный в России, взявший на свой баланс почти 100 па­мятников архитектуры, среди которых шедевры XVIII века. И единственный в России, имеющий в своей структуре музейный фонд.

К началу ее назначения состояние многих памятни­ков было аварийным, бюджетное финансирование реставрационных работ практически отсутствовало. Благодаря Елене Флегонтовне и созданной ею ко­манде исследователей, архитекторов, реставрато­ров возвращаются к жизни уникальные сооруже­ния, решаются задачи по отработке методов и технологии реставрации памятников, основанные на совмещении традиционного плотницкого ремес­ла и современных методов реставрации. Местные жители получают памятники в пользование и явля­ются их хранителями. Сформированы профессио­нальные бригады плотников, способные выполнять самые сложные работы по реставрации памятни­ков, строительству объектов туристской инфра­структуры. Люди, родившиеся и живущие здесь — главные действующие лица в охране наследия.

В стратегии деятельности Парка Шатковская выде­ляет важность сохранения традиционной среды оби­тания, повышения социальной и экономической зна­чимости наследия, развития инфраструктуры туризма и экологического просвещения. Принципи­ально важным является вовлечение местных жите­лей в совместное управление территорией, форми­рование эколого-экономического мышления, поддержка малого экологически ориентированного бизнеса и создание новых рабочих мест. Парк пер­вым в России пошел по пути реализации идеи устой­чивого жизнеобеспечения местного населения.

Награды Е. Ф. Шатковской: медаль ордена «За за­слуги перед Отечеством II степени» (2003 г.), Почет­ный знак «За заслуги в заповедном деле» (2003 г.), Памятная медаль «Патриот России» (2007 г.), Па­мятная «Ломоносовская медаль» (2011 г.), почет­ный знак «Эколог года» (2011 г.), знак «Почетный работник охраны природы» (2011 г.).


«Не хочу быть иностранцем в России»

Шереметев Пётр Петрович

Председатель президиума Союза Соотечествен­ников за рубежом, архитектор, меценат, обще­ственный деятель. Председатель русского музы­кального общества во Франции и ректор Парижской русской консерватории имени С. Рах­манинова уже 28 лет.

ch1.jpg

Потомок старинного русского дворянского рода. П.П. Шереметев — прямой внук Михаила Кутузова и Александра Суворова. Род Шереметевых дал России не только храбрых воевод и умелых дипло­матов, но и видных деятелей культуры. Этой фа­мильной традиции верен и Петр Петрович.

Выдающиеся заслуги рода Шереметевых перед Отечеством отмечены в 2002 Президентом РФ В. В. Путиным. Специальным Указом Петр Петро­вич получил российское гражданство.

Награды и регалии:

Кавалер ордена «Меценат столетия» (награжден рубиновым крестом).

Кавалер ордена искусств и наук Франции. Акаде­мик и член Академии художеств Российской Феде­рации, кавалер французского ордена Почетного Легиона.

Лауреат Нобелевской премии.

Почетный гражданин города Иваново-Вознесен­ска, Президент и основатель «Шереметев-центра» в Томске и Иваново-Вознесенске.

Неоценим его вклад в духовное возрождение Ива­новской области (земли рода Шереметевых). Петр Петрович — один из организаторов фестиваля ду­ховной музыки и Шереметевских чтений, Ректор Университета образования и имиджа в Иваново, Президент кадетского корпуса им. Фельдмаршала Б. П. Шереметева.

Президент многочисленных ассоциаций благотво­рительности в России и Франции.

Вице-президент Общества «Конрест», которое приняло активное участие в строительстве гости­ницы «Шеротел» (500 номеров, Шереметево 2) и сети магазинов «Уголок Франции» в Санкт- Петербурге.

Президент международного общества Comex- Holdings.

Консультант Адвокатского общества в Париже, специализирующегося на защите французских ин­тересов в России.

Августейший шеф сибирского казачьего полка.

Почетный член филантропического общества в Санкт- Петербурге, созданного графом Д. Н. Шереметевым.

С целью инициирования диалога двух стран П. П. Шереметев стал одним из основателей фран­цузского Общества «Франко-русский диалог».

Граф Петр Петрович Шереметев — истинный по­томок и продолжатель древнего русского благо­родного рода, не подверженного, как показывают годы изгнания, разрушительному духу времени.