ВООПИиК
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ О ВООПИиК РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ НАШЕ НАСЛЕДИЕ ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ ВОЛОНТЕРЫ

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры


В ВООПИиК

4 Сентябрь 2018

Шоу может нанести серьезный урон Херсонесу


Угрозы, с которыми сталкивается в последнее время музей-заповедник «Херсонес Таврический», были озвучены в Москве на семинаре по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
В конце августа в столице прошёл организованный департаментом культурного наследия Москвы семинар им. А.Г. Векслера, посвящённый сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. В семинаре участвовали ведущие российские и иностранные эксперты в области сохранения памятников истории и культуры, в том числе члены ЮНЕСКО и ИКОМОС, сотрудники органов охраны памятников, археологи, историки, представители музейного сообщества. Бывший сотрудник «Херсонеса Таврического», реставратор I категории, дипломированный историк Анатолий Туманов использовал эту площадку, чтобы рассказать о тех угрозах, которые, по мнению учёных, нависли в последнее время над «Херсонесом Таврическим».
В рамках семинара реставратор принимал участие в работе круглого стола «Влияние антропогенной нагрузки на памятники археологии».
«У нас эту антропогенную нагрузку создаёт само руководство музея. Все специалисты, с которыми удалось переговорить во время семинара, очень переживают за происходящее, все понимают, что науку принесли в жертву культурно-массовым мероприятиям», — говорит Туманов.
Не собираются мириться с происходящим и другие сотрудники музея — как нынешние, так и бывшие (число последних, к сожалению, в последнее время значительно выросло, в том числе и за счёт серьёзных учёных, проработавших в Херсонесе много лет). Бывший заведующий филиалом «Крепость Чембало», ныне старший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН Николай Алексеенко избрал самый проверенный способ добиться результата — обратился с письмом к Владимиру Путину. Кроме увольнения серьёзных учёных, Алексеенко приводит в письме и другие факты.
«Всё благоустройство не отвечает наиболее близкому восприятию объекта культурного наследия… закрываются частично некоторые объекты археологии, сцены. Техплощадки и трибуны возводятся непосредственно среди руин, а частично прямо над ними. Прокладка так называемых дорожек искажает облик памятника, установка всех деревянных конструкций (входная зона, кассы, торговые киоски), бронзовой группы у башни Зенона искажает аутентичный облик памятника. Особо недопустимо движение тяжёлой техники по культурному слою и нераскопанной части городища, установка подстанций и прокладка коммуникаций, монтаж деревянных конструкций прямо на остатках археологических объектов, с последующей нагрузкой на них. Не говоря уже о недопустимости нового строительства (входная группа, здание кассы у башни Зенона, интерактивная бронзовая группа, мини-электроподстанции и другие объекты). Но учёных новая дирекция не слышит», — констатирует Николай Алексеенко.
Президенту адресовано и письмо региональной общественной организации «Севастопольское общество охраны природы, прав человека и исторического наследия». Оно написано после состоявшегося в Херсонесе грандиозного шоу с участием звёзд оперы и балета, на котором присутствовал Владимир Путин. Праздник доставил зрителям массу радости, однако вес сценических конструкций, аппаратуры и других атрибутов шоу, который приводят авторы письма со ссылкой на СМИ, — около 500 тонн. На территории, насыщенной археологическими памятниками, это просто недопустимо, — уверены автора письма.
«„Херсонес Таврический” — памятник мирового значения… он включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Разве можно так к нему относиться? Неужели больше нет мест для проведения таких фестивалей искусства? Например, с другой стороны Карантинной бухты есть прекрасный участок с видом на весь Херсонес и море. Остановите этих чиновников, ничего не понимающих в сохранении уникальных достояний наших предков», — просят они президента.



Ледокол "Ангара"
Ледокол "Ангара"